Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Мин. Обр. науки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Каким образом включить ребёнка в образовательный процесс?
Как помочь ему на уроке?
Только с помощью действия.
Системно-деятельностный подход – подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью этого подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
· ставить цель перед собой
· решать задачи
· отвечать за результаты своей работы.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
УУД - это умение учиться. То есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Учебные действия делятся на:
· Личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение). Смыслообразование. Какой смысл для меня имеет учение?
· Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.)
· Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.)
· Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.) Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся".
Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает УУД, чтобы решать любые задачи.
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу начального общего образования, по стандарту должны показать следующие результаты:
· личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
· метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
· предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …" Не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Каким должен быть выпускник начальной школы?
· Любящим свой край и свою Родину.
· Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
· Активно познающий мир.
· Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
· Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
· Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновать свою позицию, высказать своё мнение.
· Выполняющий правила здорового образа жизни.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?
Основная масса детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной подготовки в дошкольном учреждении приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, этот процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Изменились ли нормы СанПиН?
Объём максимальной нагрузки в течение дня должен составлять:
1 класс- 4 урока и 1 день в неделю 5 уроков.
2-4 классы- 5 уроков, и 1 день в неделю 6 уроков за счёт урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе.
Обучение в 1-ом классе осуществляется с соблюдением следующих требований:
· учебные занятия проводятся по 5- дневной учебной неделе и только в первую смену;
· использование « ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре- октябре по 3 урока в день по35мин. каждый, в ноябре- декабре - по 4 урока по 35мин. каждый; январь- май - по 4 урока по 45 мин. каждый);
· рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 мин.
· обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
· дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме дня.
Каковы изменения в деятельности участников образовательного процесса?
Готовы ли учителя начальных классов работать по новым ФГОС?
Последние пять лет учителя начальных классов активно осваивали такие передовые образовательные технологии как: проектная и исследовательская, а также стратегию «Критическое мышление» и другие, которые отвечают требованиям системно-деятельностного подхода. Кроме того учителя проходят курсовую переподготовку и повышают свою квалификацию.
Изменились ли требования к родителям в связи с нововведением в образовательную программу?
В новых стандартах родителям отводится огромная роль. Родитель должен стать тьютером – помощником, соратником учителя, наставником детям. Они могут участвовать в организации подвижных игр на переменах, помогать детям в осуществлении самообслуживания и т. д.
Школа сможет учесть индивидуальные способности ребёнка, сохранить его здоровье и обеспечить условия для его нормального роста и развития только в том случае, если совпадут "готовность ребенка" и "готовность школы". Обучение в школе не станет тяжелым испытанием ни для ребенка, ни для родителей. Однако, что такое "готовность", все понимают по-своему. Это связано с тем, что абсолютного толкования понятия "готовность" не существует - для разных детей, для разных условий и требований обучения оно свое.
В настоящее время существует несколько вариантов подготовки детей к школе:
- на занятиях в старшей группе детского сада (для посещающих дошкольные учреждении;
- на занятиях в группах развития на базе учреждений дополнительного образования.
- в группах кратковременного пребывания (на базе детских садов, школ);
- в семье.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" обучение детей начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими восьми лет. Возможно в виде исключения и с более раннего возраста. А когда именно - решают родители. Здесь важно понимать, что все зависит от ребенка: его здоровья, состояния нервной системы, уровня развития. Психофизиологическая готовность к школе - это отнюдь не умение читать, писать и считать.
Главное, чтобы ребенок был готов высидеть урок и сконцентрировать внимание на том, о чем рассказывает учитель. Существует несколько критериев, по которым можно судить о такой готовности:
- есть ли желание учиться;
- развита ли у ребенка речь (это один из самых важных показателей готовности к обучению);
- достаточно ли развит фонематический слух;
- умеет ли ребенок выполнять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи и выделять главное;
- достаточно ли развита тонкая моторика (работа мелких мышц рук) и зрительно-моторная координация, потому что без этих навыков ребенка очень сложно обучить письму.
Родителям необходимо обращать внимание как малыш работает карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно он может перерисовать, вырезать какие - то фигурки ит.д. Если у ребенка в шесть-шесть с половиной лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если нет - не спешите отдавать малыша в школу, ребенок к ней пока не готов. Важно понимать, что включает в себя понятие "готовность к школе". Это умение делать над собой усилие, сосредоточиваться на задачах - то, что психологи называют произвольностью поведения.
Несколько советов родителям будущих первоклассников:
- Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
- Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
- Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на утренние процедуры, завтрак и дорогу в школу.
- Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
- Подготовьте место для занятий ребенка дома.
- Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами
- Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
- Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Подытоживая, заметим, что введение новых стандартов в школу, начиная с первых классов состоялось, через несколько лет это ожидает пятые классы (среднее звено), это уже необратимый процесс. Принесёт он нам благо или нет – зависит от всего школьного сообщества и от родителей (либо лиц, их заменяющих). Будем работать вместе.
Литература для родителей.
1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли Ваш ребенок к школе. М.,1994.
2. Готов ли Ваш ребенок к школе: Тесты. (Мышление. Моторика.) ( Окружающий мир).
3.Я начинаю учиться. Выпуск 1,2,3.
4. Тушканова О.И. Подготовка к школе. Волгоград, 1993.
5. Серия книг "Для талантливых детей и заботливых родителей".
.