Образовательные стандарты

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Татарского района Козловская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Александра Матвеевича Грязнова

Образовательные стандарты (ФГОС)

 

              Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Мин. Обр. науки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Каким образом включить ребёнка в образовательный процесс?

Как помочь ему на уроке?

Только с помощью действия.

Системно-деятельностный подход – подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью этого подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

·  ставить цель перед собой

·  решать задачи

·  отвечать за результаты своей работы.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).

 УУД - это умение учиться. То есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Учебные действия делятся на:

·  Личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение). Смыслообразование. Какой смысл для меня имеет учение?

·  Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.)

·  Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.)

·  Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)                                                              Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся".

 

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает УУД, чтобы решать любые задачи.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу начального общего образования, по стандарту должны показать следующие результаты:

·  личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

·  метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

·  предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …" Не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример:

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Каким должен быть выпускник начальной школы?

·  Любящим свой край и свою Родину.

·  Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

·  Активно познающий  мир.

·  Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

·  Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.

·  Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновать свою позицию, высказать своё мнение.

·  Выполняющий правила здорового образа жизни.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?

Основная масса детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной  подготовки в дошкольном учреждении  приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, этот процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении,    присваивает    новые    знания    и     виды    деятельности.     Поэтому    среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Изменились ли нормы СанПиН?

Объём максимальной нагрузки в течение дня должен составлять:

1 класс- 4 урока и 1 день в неделю 5 уроков.

2-4 классы- 5 уроков, и 1 день в неделю 6 уроков за счёт урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе.

Обучение в 1-ом классе  осуществляется с соблюдением следующих требований:

·  учебные занятия проводятся по 5- дневной учебной неделе и только в первую смену;

·  использование « ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре- октябре по 3 урока в день  по35мин. каждый, в ноябре- декабре - по 4 урока по 35мин.  каждый; январь- май - по 4 урока по 45 мин. каждый);

·  рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 мин.

·  обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

·  дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме дня.

Каковы изменения в деятельности участников образовательного процесса?

Готовы ли учителя начальных классов работать по новым ФГОС?

Последние пять лет учителя начальных классов активно осваивали такие передовые образовательные технологии как: проектная и исследовательская, а также стратегию «Критическое мышление» и другие, которые отвечают требованиям системно-деятельностного подхода. Кроме того учителя проходят курсовую переподготовку и повышают свою квалификацию.

Изменились ли требования к родителям в связи с нововведением в образовательную программу?

В новых стандартах родителям отводится огромная роль. Родитель должен стать тьютером – помощником, соратником учителя, наставником детям. Они могут участвовать в организации подвижных игр на переменах, помогать детям в осуществлении самообслуживания  и т. д.

Школа сможет учесть индивидуальные способности ребёнка, сохранить его здоровье и обеспечить условия для его нормального роста и развития только в том случае, если совпадут "готовность ребенка" и "готовность школы". Обучение в школе не станет тяжелым испытанием ни для ребенка, ни для родителей. Однако, что такое "готовность", все понимают по-своему. Это связано с тем, что абсолютного толкования понятия "готовность" не существует - для разных детей, для разных условий и требований обучения оно свое.

В настоящее время существует несколько вариантов подготовки детей к школе:

- на занятиях в старшей группе детского сада (для посещающих дошкольные учреждении;

- на занятиях в группах развития на базе учреждений дополнительного образования.

- в группах кратковременного пребывания (на базе детских садов, школ);

- в семье.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" обучение детей начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими восьми лет. Возможно в виде исключения и с более раннего возраста. А когда именно - решают родители. Здесь важно понимать, что все зависит от ребенка: его здоровья, состояния нервной системы, уровня развития. Психофизиологическая готовность к школе - это отнюдь не умение читать, писать и считать.

Главное, чтобы ребенок был готов высидеть урок и сконцентрировать внимание на том, о чем рассказывает учитель. Существует несколько критериев, по которым можно судить о такой готовности:

- есть ли желание учиться;

- развита ли у ребенка речь (это один из самых важных показателей готовности к обучению);

- достаточно ли развит фонематический слух;

- умеет ли ребенок выполнять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи и выделять главное;

- достаточно ли развита тонкая моторика (работа мелких мышц рук) и зрительно-моторная координация, потому что без этих навыков ребенка очень сложно обучить письму.

Родителям необходимо обращать внимание как малыш работает карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно он может перерисовать, вырезать какие - то фигурки ит.д. Если у ребенка в шесть-шесть с половиной лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если нет - не спешите отдавать малыша в школу, ребенок к ней пока не готов. Важно понимать, что включает в себя понятие "готовность к школе". Это умение делать над собой усилие, сосредоточиваться на задачах - то, что психологи называют произвольностью поведения.

Несколько советов родителям будущих первоклассников:

- Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

- Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).

- Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на утренние процедуры, завтрак и дорогу в школу.

- Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).

- Подготовьте место для занятий ребенка дома.

- Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами

- Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

- Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Подытоживая, заметим, что введение новых стандартов в школу, начиная с первых классов состоялось, через несколько лет это ожидает пятые классы (среднее звено), это уже необратимый процесс. Принесёт он нам благо или нет – зависит от всего школьного сообщества и от родителей (либо лиц, их заменяющих). Будем работать вместе.

 

Литература для родителей.

 1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли Ваш ребенок к школе. М.,1994.

2. Готов ли Ваш ребенок к школе: Тесты. (Мышление. Моторика.) ( Окружающий мир).

3.Я начинаю учиться. Выпуск 1,2,3.

4. Тушканова О.И. Подготовка к школе. Волгоград, 1993.

5. Серия книг "Для талантливых детей и заботливых родителей".

.

 

Дата последнего обновления страницы 11.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения